Требуется немалая отвага, чтобы оставить привычный мир и переехать на новое, незнакомое место. Возможно, расстояние будет покрыто не столь внушительное. Однако такое путешествие может в корне изменить вашу жизнь к лучшему. ~ Ричард Ч. Мораис

Главный герой фильма ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ – Гассан Кадам (Маниш Дайал) – начинающий повар с идеальным кулинарным чутьем. Семейство Кадамов, которым верховодит Папа (Ом Пури), эмигрировало из Индии и находит приют в тихой деревеньке Сент-Антонен-Нобль-Валь на юге Франции. Очаровательное умиротворение и живописные виды французской глубинки – идеальное место для беженцев. Именно здесь Папа решает открыть ресторан индийской кухни «Усадьба Мумбаи».

Идиллия продолжается лишь до тех пор, пока об индусах не узнает владелица соседнего ресторана «Плакучая ива» мадам Малори (обладательница премии «Оскар» Хелен Миррен). Ее классический ресторан был отмечен звездой в каталоге Michelin, а для Франции это немало. Хладнокровная надменность, с которой мадам встречает приезжих (к слову, открывших свое заведение всего в нескольких десятках метров от ее «Плакучей ивы»), со временем превращается в непримиримую борьбу между двумя ресторанами. Ситуацию спасает страсть, которая зажглась в сердцах Гассана и су-шефа французского ресторана Маргаритой (Шарлотта Ле Бон). Влюбленным удается сплести две кардинально отличающиеся друг от друга кухни воедино, наполняя улицы Сент-Антонен-Нобль-Валь ароматами, которые даже мадам Малори не в силах игнорировать. Со временем стойкие бастионы мадам рушатся, и она вынуждена признать кулинарный талант Гассана. Фильм ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ наполнен самыми разными ароматами, которые щекочут не только обонятельные рецепторы, но и нервные окончания. Триумф изгоев будет обрамлен букетом страстей и интриг, ведь на чужбине герои станут причиной столкновения двух столь отличающихся друг от друга миров.

Картина ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ представлена студиями DreamWorks Pictures и Reliance Entertainment. Режиссер: номинант на премию «Оскар» Лассе Халльстрем. В главных ролях: обладательница премии «Оскар» Хелен Миррен, Ом Пури, Маниш Дайал и Шарлотта Ле Бон. Продюсеры: обладатель премии «Оскар» Стивен Спилберг, номинант на премию «Оскар» Опра Уинфри и Джульетт Блейк. Исполнительные продюсеры: Кэролайн Хьюит, Карла Гардини, Джефф Сколл и Джонатан Кинг. Сценарий фильма ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ написал номинант на премию «Оскар» Стивен Найт по одноименной книге Ричарда С. Мораиса.

Рецепт успеха: со станиц книги на экран 

Расстояние между «Плакучей ивой» и «Усадьбой Мумбаи» невелико: ровно тридцать метров, ни больше, ни меньше. Путешествие протяженностью в эти тридцать метров и семейству Кадамов, и мадам Малори предстоит проделать много раз за фильм. Однако это куда больше, чем банальное расстояние между двумя точками. Через 30 метров заканчивается зона комфорта и каждый из героев вынужден вступить на неосвоенную территорию. Продюсеру фильма Джульетт Блейк, бывшей руководительнице компании Jim Henson Company и канала National Geographic, пришлось пройти свой собственный путь, чтобы донести книгу до большого экрана. Этот путь начался в январе 2009 года, когда Блейк переживала творческий кризис. Она прочитала один из финальных вариантов рукописи романа Ричарда Мораиса «Пряности и страсти», который еще не был издан в США, и с этого все началось. «Я буквально влюбилась в книгу, – рассказывает Блейк. – Трудно остаться равнодушной к истории о том, как кушанья связывают человеческие сердца». И добавляет: «Кроме того, мне очень понравилась идея соседства идеального французского ресторана и колоритной индийской закусочной. В одном заведении играют произведения Моцарта, в другом – громкую болливудскую музыку. Столкновение культур эпического масштаба».

Блейк родилась в семье немецких эмигрантов, поэтому тематика эмиграции задела ее за живое. В детстве ее вторым языком был английский, а родители наотрез отказывались говорить о бабушке и дедушке, которые погибли в Освенциме. «Я не могла остаться равнодушной к этой истории, – продолжает Блейк. – У меня было такое чувство, что персонажи могли бы быть моей собственной семьей. В фильме поднимается множество важных тем: расизм, благожелательное отношение и способность изменить свою точку зрения. Каждая история иммигрантов так или иначе связана с этими вопросами». Убежденная в том, что из истории может получиться отличный фильм, Блейк назначила встречу Мораису. Она пообещала автору, что фильм по его книге обязательно будет снят, и получила права на экранизацию. После этого она обратилась к представителям крупнейших студий, чтобы выяснить, кого из них может заинтересовать описанная в книге история.

Сюжет произвел неизгладимое впечатление на Опру Уинфри, равно как и на Стивена Спилберга и Стэйси Снайдер из компании DreamWorks – они не могли игнорировать потенциал материала. В скором времени DreamWorks и Harpo официально объявили о начале работы над фильмом, а Стинберг и Уинфри составили компанию Блейк в качестве продюсеров. Обоим импонировала перспектива вновь поработать вместе над удивительной историей. До этого Стинберг и Уинфри встречались в 1985 году на съемочной площадке фильма ЦВЕТЫ ЛИЛОВЫЕ ПОЛЕЙ.

«Мы получили шанс использовать нашу творческую энергию, чтобы рассказать историю о людях, которые, как может показаться, никогда не нашли бы общий язык», – говорит Спилберг. «Это великолепная история, настоящее произведение искусства, – вторит коллеге Уинфри. – В ней поднимаются вопросы, которые волновали меня на протяжении всей моей карьеры. Кроме того, я была рада вновь поработать со Стивеном».

Книга была опубликована в 28 странах мира и стала международным бестселлером. The New York Times Book Review включило ее в список «выбор редакции», а в журнале Уинфри O, The Oprah Magazine роман был включен в список «лучшее летнее чтиво 2010». Для Блейк это была большая удача – ведь «Пряности и страсти» стал ее первым приобретением, не говоря уже о том, что это был дебютный роман писателя.

Начались поиски сценариста, который смог бы адаптировать книгу для большого экрана. Верхнюю строчку в списке потенциальных сценаристов занимал номинант на премию «Оскар» Стивен Найт, который среди прочих написал сценарии фильмов ПОРОК НА ЭКСПОРТ и ГРЯЗНЫЕ ПРЕЛЕСТИ. Продюсеры опасались лишь одного – что сценарист может быть слишком занят. Найт родился и вырос в Бирмингеме на севере Англии, где отмечена наибольшая популяция индусов во всей Великобритании. Не удивительно, что он по достоинству оценил историю и с радостью согласился написать сценарий. «Стивен умеет написать сценарий серьезного фильма, разбавив его уморительными шутками, – говорит Спилберг. – Он очень профессионально превратил книгу в сценарий, не потеряв ни одного нюанса».

Лассе Халльстрем был очевидным претендентом на режиссерское кресло на съемках фильма ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ. Он умело рассказывал самые различные истории, что подтверждалось такими фильмами, как МОЯ СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ; ПРАВИЛА ВИНОДЕЛОВ; и ШОКОЛАД. Его уникальный стиль идеально подошел для этой истории. Спилберг признается, что уже давно следит за творчеством Лассе, и что фильм МОЯ СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ – один из его любимых. Для самого Халльстрема работа с таким продюсером, как Спилберг, стала бесценным опытом. «Стивен помогал мне подбирать актеров, охотно комментировал все материалы, которые я ему отсылал, вносил свои предложения по поводу сценария», – вспоминает режиссер. Халльстрем признается, что и мечтать не мог о такой продюсерской группе, куда, помимо Спилберга, вошли Уинфри и Блейк. «Для меня большая честь поработать с Опрой, – говорит он. – Мне импонирует ее бесстрашие и способность пробудить в людях их лучшие качества. Джульетт Блейк – очень, очень умный продюсер, я восхищаюсь ее талантом. Для меня проект стал сочетанием каких-то волшебных совпадений: отличный сценарий, спланированные временные рамки, идеальный кастинг актеров, феноменальная продюсерская группа. Такое случается не часто».

Уинфри говорит: «Мне нравится, как работает Лассе. Когда все актеры съехались в ту колоритную французскую деревушку, он просто позволил истории развиваться самой по себе, раскрывая истинную подоплеку сюжета». Блейк добавляет: «Это очень тонко чувствующий режиссер, он понимает материал досконально. Кроме того, у него невероятный подход в работе с актерами – он позволяет им самим найти нужную тональность сцены еще до того, как будет сказана первая реплика сценария. Чувства и эмоции после такого настроя получаются очень правдоподобными».

Сервировка: Подбор актеров

Сперва может показаться, что война в Сент-Антонен разгорается между двумя ресторанами. Однако на самом деле, это противостояние людей с кардинально разными традициями и верованиями. Мадам Малори управляет шикарным рестораном «Плакучая ива», известным своими фирменными блюдами – говядиной по-бургундски и голубями под трюфелями. Упрямая, назойливая и непреклонная мадам в голос заявляет о безвкусице индийского ресторана, открывшегося на другой стороне улицы. Она убеждена, что у иммигрантов дурной вкус, как кулинарный, так и декораторский. Папа, настолько же громкий и яркий, как и семейный ресторан «Усадьба Мумбаи», – настоящий работяга и очень деликатный человек. Его семья была вынуждена бежать из Мумбаи в результате ряда трагических событий и, в конечном итоге, осела во французской деревеньке Сент-Антонен. Пережив много несчастий, Папа не боится выступить против мадам Малори.

У обоих есть несколько качеств, которыми невозможно не восхищаться – они горды, решительны и упрямы. Поэтому когда дело дошло до кастинга актеров на главные роли, продюсерам было очень важно найти актеров, которые бы справились со столь сложными амплуа. «Роль Мадам Малори была очень сложной, – считает Халльстрем. – В фильме героиня меняется под влиянием обстоятельств, а я всегда стремлюсь к тому, чтобы персонажи вели себя в кадре максимально реалистично. Так что нужно было найти актрису, которая бы продемонстрировала метаморфозы героини предельно правдоподобно».

Для Хелен Миррен не составило труда вжиться в роль мадам Малори. Актриса известна зрителям всего мира своими многочисленными блистательными ролями, среди которых королева Елизавета II в фильме КОРОЛЕВА (премия «Оскар» за лучшую женскую роль) и Джейн Теннисон в телевизионном фильме PBS ГЛАВНЫЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ (премия «Эмми» в той же номинации). Миррен добилась успеха как в драматических, так и в комедийных ролях, легко жонглируя жанрами. И, к счастью для продюсеров фильма ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ, актрисе оказалось по сердцу и то, и другое. «Хелен – великолепная актриса, – говорит Халльстрем. – Ее воображение не имеет границ, и она постоянно предлагает совершенно невероятные и очень ценные творческие решения. Она отлично подошла на роль француженки, хотя сама наполовину англичанка, наполовину русская».

«Плакучая ива» была для мадам Малори единственной отдушиной на протяжении последних 30 лет. Она усердно работает над тем, чтобы ее детище было отмечено второй звездой в каталоге «Мишлен» . Каждая звезда очень много значит для рестораторов, поскольку подчеркивает престиж заведения и вручается лишь самым изысканным заведениям. Для ресторана получение или потеря звезды может значить либо славу и популярность, либо безызвестность и увядание. «Мадам Малори – большая рыба в маленьком сельском прудике ресторанного бизнеса и воспринимает церемонию приготовления и приема пищи очень серьезно, – рассказывает о своей героине Миррен. – Она – настоящий профессионал и всю свою жизнь посвящает любимому ресторану. В итоге он заменил ей все радости жизни».

Миррен признается, что работать с Халльстремом было очень приятно, потому что они придерживаются схожих подходов к актерской игре. Режиссер любит снимать несколько дублей и поощряет импровизацию. При этом он старается не обсуждать с актерами их героев до съемок. Миррен находит такой стиль работы очень воодушевляющим.

Миррен – всемирно признанная звезда кинематографа, удостоенная звания Дамы Британской империи. При этом съемочная группа и другие актеры отзываются о ней, как об очень простой, здравомыслящей женщине, которая была полноправным членом дружного коллектива. «Хелен – самая обычная, но при этом самая умная женщина, – говорит Блейк. – На съемочной площадке она показала себя не только великой актрисой, но и большим знатоком Франции. Она обожает готовить, и у нее потрясающее чувство юмора».

На роль Папы, патриарха семейства Кадамов и главного конкурента мадам Малори, был приглашен именитый индийский актер Ом Пури, который за свою карьеру снялся более чем в 250 фильмах. У Пури очень выразительное лицо и исключительный актерский дар, позволяющий ему быть трогательным, а через секунду – смешным. «Я всегда восхищался Омом Пури, – признается Халльстрем. – Когда он появлялся на площадке, это чувствовалось на физическом уровне. Его уверенность в себе и внушительность отлично подходили под описание Папы в сценарии».

Гаcсан Кадам – робкий и ранимый юноша, который впитал страсть к кулинарии с молоком матери. По словам продюсеров, это большое счастье, что они нашли Маниша Дайала и предложили ему эту роль. Сыгравший в сериалах «Беверли-Хиллз 90210: Новое поколение» и «Закон и порядок. Специальный корпус» актер прочувствовал все нюансы характера Гассана и был готов целиком и полностью погрузиться в образ. Блейк рассказывает: «Мы хотели, чтобы зрители не просто наблюдали за Гассаном, а чтобы видели ситуацию его глазами. Маниш смог сделать так, что эта иллюзия была почти реальной». Спилберг добавляет: «Маниш держится перед камерой очень уверенно и спокойно. Он не просто похож на сына Ома, он практически стал им. Камера смогла уловить непонятную, почти волшебную ауру, которая связывала этих актеров».
«Ом – душа компании, коллега, наставник и просто очень, очень хороший человек, – говорит Дайал. – Он привносит жизнь и энергию, вкладывает ум и сердце во все, что делает».

С самой их первой встречи Гассан сражен наповал Маргаритой – чарующе прекрасной девушкой, которая отнеслась к его семье по-дружески, когда они только приехали в город. Маргарита работает су-шефом на кухне ресторана мадам Малори и является поставщиком информации (а заодно и вдохновляющей музой) для Гассана. Несмотря на их обоюдную страсть к кулинарии, Маргарита искренне считает, что поварам нельзя встречаться. И когда в ее сердце также вспыхивает страсть, она вынуждена придумывать различные отговорки и скрывать свои эмоции.

На роль Маргариты прочили самых разных актрис. Но когда Спилберг увидел видеозапись одной французской программы, в которой Шарлотта Ле Бон предстала в своем комичном амплуа, он отдал предпочтение именно ей. «Я увидел Шарлотту в каком-то дневном ток-шоу с коротким юмористическим номером, – вспоминает Спилберг. – Я понял, если такая красавица умеет быть настолько смешной, она станет идеальным десертом на нашем кинематографическом пиршестве. Мы просто обязаны были заполучить ее на этот проект».

Ле Бон родилась и выросла в Монреале. Актриса снималась в фильмах ПЕНА ДНЕЙ и ИВ СЕН-ЛОРАН. На прослушивании она поладила с Дайалом и в конечном итоге была утверждена на роль. «Мне нравится то, что Маргарита относится к кулинарии с такой страстью, – говорит Ле Бон. – Меня это очень вдохновляло. Как любому актеру, мне импонирует, когда персонаж каким-то образом развивается в кадре. В этом плане роль Маргарита стала очень привлекательной для меня». Дайал о своей партнерше по съемочной площадке говорит: «В ней чувствуется почти магическая энергетика. Мы с ней похожи по характеру, поэтому работать вместе было весело и просто». Блейк добавляет: «Шарлотта идеально смотрелась в своей роли. Занятно то, что, несмотря на свою неземную красоту, она умеет быть уморительно смешной».

Халльстрем со своей стороны говорит о Ле Бон: «Шарлотта чем-то напоминает Хелен Миррен – она такая же бесстрашная. Она умна, остроумна и обладает завидным чувством юмора. Кроме того, она умеет слушать… она слушает своего партнера, с которым играет в сцене. А это – признак хорошего актера».

Семейство Кадамов – Мансура, Махиру, Мухтара и Аишу – сыграли Амит Шах, Фарзана Дуа Элахе, Диллон Митра и Ариа Пандья, соответственно. В начале съемочного периода снимались сцены, в которых вся семья Кадамов находилась в кадре, таким образом все актеры смогли познакомиться. Каждый уикенд во время съемочного периода Ом Пури приглашал коллег домой и потчевал традиционными индийскими блюдами. На этих званых ужинах все актеры передружились, что делало отношения их героев более естественными.

Планирование меню: Создание декораций

Фильм ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ разбудит все чувства зрителей, и отчасти благодаря невероятному колориту французской глубинки. С самого начала работы над фильмом Халльстрем представлял французскую деревеньку в окружении холмов, виноградников и каменных церквей. Он хотел найти место, которое бы еще ни разу не попадало в объективы кинокамер. После нескольких недель скаутских вылазок была найдена деревня Сент-Антонен-Нобль-Валь на юге Франции. Казалось, что время остановилось в этой утопающей в зелени пасторальной деревеньке. По размеру и расположению домов она отлично подходила для съемок. В Сент-Антонен была даже своеобразная городская площадь, которая на уикенды превращалась в фермерский рынок. На ней снимались несколько важных сцен, действие которых по сценарию происходило на рынке под открытым небом. Многие торговцы, предлагавшие покупателям свежие цветы, домашнее вино и большой ассортимент сыров, согласились сыграть эпизодические роли в фильме. В фильме также появится впечатляющая своим ассортиментом палатка со специями, которые разложены в отделения внушительного по размерам контейнера. В фильме будет сцена, в которой этот контейнер Папа передает Гассану.

Декорациями занимался номинированный на премию «Оскар» художник-постановщик Дэвид Гропмэн, который работал с Халльстремом на съемках фильмов ШОКОЛАД и ПРАВИЛА ВИНОДЕЛОВ. «Архитектура, ландшафт, да и сама деревенька – все идеально подходило для нашей истории», – считает Гропмэн. «Там было очень красиво, экзотично, живописно, – добавляет Ом Пури. – Очень много зелени, множество очаровательных, радующих глаз полянок. И во всем чувствовалась гармония».

Если «Плакучая ива» полностью соответствует канонам французской культуры и кухни, то «Усадьба Мумбаи» – обитель страсти и теплоты. Поиск зданий, которые бы стали этими ресторанами, был очень не прост. Казалось, что стильный и безупречный во всех отношениях бастион французской кухни мадам Малори попросту не мог находиться в одном городе с обшарпанным и заброшенным домом, который Кадамы превратили в ресторан с индийской кухней и громкой музыкой.

Первой была найдена локация, идеально подходящая для съемок экстерьеров «Плакучей ивы». Им стал небольшой деревенский дом в сельской местности невдалеке от проселочной дороги, элегантная постройка XIX века, спрятанная за массивными живыми изгородями. Здание в буржуазном архитектурном стиле, которое называется Ла Дюранти, было выстроено на рубеже столетий двумя сестрами. Интерьеры постройки использовались для съемки сцен в спальне мадам Малори, а также сцен в самом ресторане (кухня «Плакучей ивы» впоследствии была выстроена в павильоне киностудии). Съемки в настоящем французском доме очень вдохновляли актеров. «С первого взгляда я понял, что дом идеально подойдет для превращения в «Плакучую иву», – утверждает Гропмэн. – В нем была какая-то парижская изюминка, которая выгодно отличала постройку от любого другого здания в черте городе».
Далее начались поиски экстерьеров ресторана «Усадьба Мумбаи». Скауты надеялись найти здание вблизи дороги, чтобы можно было впоследствии сделать окружение ресторана максимально похожим на экстерьер «Плакучей ивы». Вскоре был найден большой нежилой дом в небольшом городе Карлюс с населением всего в 650 человек. Город находился в десяти километрах от Сент-Антонена. К сожалению, дом находился вдали от дороги, однако хозяин любезно разрешил рабочим съемочной группы проложить дорогу и обнести постройку стеной из фальшивого камня. Более того, фермер даже позволил выстроить фасад «Плакучей ивы» на другой стороне дороги, прямо в одном из его полей. Сцены, действие которых происходило между двумя ресторанами, снималось на этой проложенной кинематографистами дороге. Двухэтажный каркас «Плакучей ивы» окружал массивный хромакейный экран. Кроме того, для удерживания внушительной осветительной установки использовался огромный кран высотой с пятиэтажный дом.

«Когда я впервые оказалась на площадке, у меня сердце екнуло, – вспоминает Уинфри. – Казалось, ожило все, что я только могла вообразить, читая сценарий. Мы снимали фильм о том, как трудно обустроиться на новом месте, и актерам довелось сниматься в настоящей атмосфере французской глубинки, а не на какой-то натурной голливудской площадке! Это просто фантастика». Не менее потрясенный Мораис добавляет: «Дэвид Гропмэн сделал все даже лучше, чем я мог представить. Старая добрая Франция и пестрый, беспокойный Мумбаи по-настоящему встретились на съемочной площадке».

Гропмэн также занимался дизайном каждой из четырех кухонь в фильме и старался, чтобы каждая кухня красноречиво описывала соответствующего персонажа. «Повара очень трепетно относятся к приготовлению пищи, поэтому кухня и ресторан для них – своеобразные святыни, – объясняет художник. – Моя задача состояла в том, чтобы с одной стороны актерам было комфортно, а с другой – чтобы кухня могла что-то рассказать, о колдующем на ней поваре».

Съемки во Франции продолжались 52 дня. Еще четыре съемочные смены сокращенная группа отработала в Индии. Занятно то, что съемочная группа представляла собой сборную национальную солянку. Большая часть были французами, однако работали также американцы, британцы и индусы. Кресло режиссера и место за камерой занимали шведы. «На съемочной площадке можно было услышать четыре языка: английский, французский, шведский и хинди, – вспоминает Блейк. – Съемки были настолько же интернациональными, насколько и сам фильм».

Смешать, но не взбалтывать: Противостояние двух культур и двух кухонь

Конфликт между «Плакучей ивой» и «Усадьбой Мумбаи» символизирует столкновение двух кардинально отличающихся культур. Надменность и настойчивость мадам Малори пытаются сломить сопротивление незыблемого упрямства Папы. Мадам считает, что гордости французской культуры и высококлассной французской кухне угрожает серьезная опасность. Папа в свою очередь опасается, что его вместе с семьей могут выдворить из города, потому что они не вписываются во французскую пастораль. Каждый чувствует угрозу в соседе напротив, и ни один не готов сдать свои позиции. «Мадам Малори кажется излишне высокомерной и заносчивой, но на самом деле ее от Папы отличает лишь подход к кулинарии, – говорит Миррен. – Она придерживается вычурной классики, а Папа – сельских семейных рецептов. Однако подход мадам вовсе не означает, что сельская культура приготовления пищи не имеет права на существование. Недопонимание приводит к бескомпромиссной войне в цивилизованном обществе деревни. Впрочем, война – всегда война».

«Еда играет важнейшую роль в семье, это своеобразный клей, который удерживает Кадамов на плаву, – считает Уинфри. – Кулинарное мастерство вселяет в них уверенность в том, что они умеют готовить замечательные кушанья, которые не только утоляют чувство голода, но несут также пищу духовную и эмоциональную». Когда Гассан предлагает мадам приготовить ей омлет, она понимает, насколько большую роль играет в его жизни и в жизни его семьи кулинария. Она догадывается, что он умеет готовить, но когда она пробует его омлет, понимает, что он владеет исключительной техникой и является подлинным кулинарным гением. Омлеты должны были быть приготовлены по всем правилам (как и все остальные кушанья, появлявшиеся в кадре), но для этого первого омлета было сделано исключение. Дайал смог сделать его по своему особому рецепту. «В детстве мне омлет готовил папа, и я запомнил рецепт на всю жизнь, – говорит Дайал. – Именно этот рецепт я использовал на съемках сцены в фильме. Он включает молотый чили, пахту, большое количество кинзы и толику черного перца».

«Когда я читала сценарий, на этой сцене у меня потекли слюнки», – улыбается Уинфри. «Я не мог дождаться, чтобы попробовать этот омлет! – вторит продюсеру Стивен Найт. – Работая над сценарием, я выработал своеобразное правило буравчика – любую дыру в сюжетной линии я мог заткнуть едой. Именно страсть Гассана к кулинарии и его желание самосовершенствоваться в конечном итоге растапливают лед между мадам Малори и Папой. Это сильнее, чем любые предрассудки, которые отделяют одну сторону улицы от другой».

Индийская кухня известна многообразием вкусовых добавок: пикантность имбиря в тикке масале из курицы; насыщенная океанская свежесть морских ежей; приторный привкус гвоздики в тандури из курицы. Практически во всех блюдах используются самые разнообразные приправы: начиная с перчиков чили, кардамона и тмина и заканчивая корицей, шафраном и кориандром. Подход индусов к кулинарным изыскам можно охарактеризовать, как спонтанный и незамысловатый; многие блюда употребляются без использования приборов. «В Индии мы к еде относимся как-то проще, – объясняет Пури. – Французская кухня более консервативна, многое зависит от этикета. В Индии все по-другому. Но при этом различные индийские блюда отличаются феноменальным вкусом, в них очень много разных специй. Не секрет, что весь мир съезжается в Индию за специями».

Для французских поваров вкус и запах тоже важны, но они явно не на первом месте. Зато приготовление пищи и определенные технологии настолько же значимы, как и готовое блюдо. С французской кухней чаще всего ассоциируются сыры, вина, различные кондитерские изделия, а также краеугольные соусы (бешамель, велют, томатный, эспаньоль и голландский). В одной из сцен Гассан пробует приготовить эти соусы для Маргариты – его первые шаги на неизведанной территории французской кухни. В этой сцене показывается, насколько талантлив молодой человек. Открывшееся ему многообразие зажигает в сердце Гассана интерес к французской кухне, и он начинает учиться искусству у мадам Малори. На правах несломленного судьбой эмигранта Папа поначалу чувствует, что его предали. Однако гордость за сына вскоре берет свое, и в конечном итоге взрослые соглашаются забыть все обиды во благо будущего Гассана. «Наши герои очень разные, поэтому им так трудно свыкнуться со столь близким соседством, – считает Пури. – Мадам Малори от Папы разделяют всего тридцать метров. Однако обоим требуется много времени, чтобы стать друзьями».

«Гассан чувствует, что должен преодолеть эти заколдованные тридцать метров, – говорит Стивен Найт. – Он понимает, что должен зайти во французский ресторан и научиться премудростям французской кухни. Кому-то может показаться, что путь в тридцать метров не настолько долог, если не учитывать различные стили жизни и различные культуры, которые разделяют тысячи километров. Впрочем, в конце пути Гассан все же осознает, что на самом деле их дома находятся по соседству, и разделяют их не тысячи километров, а десятки метров».

«Это маленький шаг с большими последствиями, – добавляет Дайал. – Мой герой выстраивает мостик между детством, которое он провел на индийском рынке, и зрелостью, в которую он заходит шеф-поваром, в совершенстве владеющим премудростями французской кухни».

Приятного аппетита: Создание аппетитных кадров

Еда очень многогранна. Она может не только утолять голод, но и лечить, объединять и вдохновлять. Она объединяет разные культуры и позволяет одним взглянуть на жизнь других с необычного ракурса. Гассан еще в ранней юности обнаружил у себя необычный дар – понимать и оценивать вкус не только языком, но и всеми другими органами чувств. Когда он увлекается французской кухней, каждую ночь перед сном начинает читать книгу французских рецептов, которую ему дала Маргарита. Он использует свои познания индийской кухни для того, чтобы попытаться смешать две кардинально отличающиеся друг от друга кулинарные школы и создать новые рецепты. «Еда – отличные весы, – говорит Спилберг. – Она уравнивает всех, вне зависимости от национальности, вероисповедания возраста и социального статуса. Кем бы ты ни был, ты все равно должен есть».

Еще до начала съемок Дайал и Ле Бон окончили краткие поварские курсы. В процессе обучения актеры получили общее представление о кардинальных различиях двух кулинарных школ. Уроки проводили профессиональные повара из Франции и Индии. Они также помогли операторской группе расставить свет и отснять приготовленные блюда. Французскую школу представляли су-шефы Винсент Меслин и Лено Журден, а с индийской стороны работали повара Флойд Кардоз и Анил Шарма. «Главное, что я уяснила, – в приготовлении пищи очень важны жесты и язык тела, – говорит Ле Бон. – Это очень помогло мне вжиться в роль».

Когда дело дошло до съемок, перед кинематографистами встал важный вопрос: как сделать, чтобы блюда в кадре выглядели настолько же соблазнительными и аппетитными, как и в реальности? Халлстрему было очень важно, чтобы каждый кадр выглядел органично и не отвлекал зрителей от развития сюжета. «Мне было очень страшно, что крупный план того или иного блюда будет выглядеть, как какая-то реклама спагетти в замедленной съемке, – признается режиссер. – Впрочем, страхи были беспочвенны – наш оператор Линус Сандгрен, как оказалось, обладает неким внутренним инстинктом, который подсказывал ему, как снять то или иное блюдо в высшей степени живописно. Даже глядя на крупные планы у нас начинали течь слюнки».

С каждым кусочком ты ближе к дому: Вкусы, которые рассказывают о нас

Гассан перебирается в Париж, пристанище для самых именитых эпикурейцев в Европе, и пытается работать поваром. Однако блюда у него получаются холодными и безвкусными, к работе чувствуется отвращение. Впервые в жизни он понимает, что просто повторяет заученные наизусть телодвижения, без какой бы то ни было страсти и удовольствия. «Во французском языке есть замечательное слово déraciné, что означает «лишенный корней», – говорит Мораис. – В этом мире есть еще много людей, похожих на Гассана и Папу, которые родились и выросли в одной культуре, а потом по долгу службы или другим причинам были вынуждены переехать в страну с совершенно другими культурными традициями. Мне кажется, этим людям следует задаться вопросом: «А что такое дом?»» Стивен Найт добавляет: «Париж – эпицентр всех лучших ресторанов в мире, однако современная мода существенно обокрала культуру кулинарии даже во Франции, лишив ее каких-то эмоций. Блюда не привязываются к каким бы то ни было традициям, включая даже французские. Гассан попадает в стерильный мир, где ему очень не уютно». Блейк продолжает мысль сценаристов: «Гассану повезло добраться до пика гастрономического олимпа Франции, но он оказывается на идеальной кухне из нержавеющей стали, где есть и сухой лед, и различные приборы, но совершенно нет души. Она совершенно не похожа на уютную кухню ресторана «Усадьба Мумбаи»».

Гассан тоскует по своей семье, по Маргарите, по их жизни в Сент-Антонене. Он понимает, что кушанья навевают воспоминания, и именно еда в конечном итоге приводит его обратно во французскую глубинку. «Каждый путь пряностей и страстей – своеобразный «Волшебник из страны Оз», – считает Уинфри. – Волшебная страна не так далеко от вас, как может показаться, – достаточно выйти во двор. Еда может в корне изменить вашу жизнь; может вернуть в нее любовь, нежность, понимание и поддержку. С каждым кусочком вы можете почувствовать, что любимы; каждый кусочек возвращает вас домой».
Фильм ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ рассказывает о победе страсти над предубеждениями. «Советую вам не обедать перед посещением кинотеатра, – загадочно улыбается Миррен. – Зато после фильма рекомендую зайти в какой-нибудь хороший ресторан французской или индийской кухни».

Об актерах

Хелен МИРРЕН

Хелен МИРРЕН (мадам Малори) получила международное признание, как актриса кино, телевидения и театра. В 2006 году за роль королевы Елизаветы II в фильме КОРОЛЕВА она получила премию «Оскар», «Золотой глобус», премию Гильдии киноактеров SAG и премию BAFTA в номинации «лучшая актриса». Ее успех чествовали все сообщества кинокритиков мира от Лос-Анджелеса до Лондона. В 2014 году она получила премию BAFTA Fellowship за достижения в карьере.
В 2012 году Миррен сыграла роль адвоката Линды Кенни Баден в телевизионном биопике HBO ФИЛ СПЕКТОР. Роль самого Спектора исполнил Аль Пачино. Актриса получила премию SAG Award, а также была номинирована на премии «Эмми» и «Золотой глобус». В 2013-м она озвучила роль самоуверенного декана Терзалис в мультфильме Disney/Pixar УНИВЕРСИТЕТ МОНСТРОВ. Среди других недавних работ актрисы стоит отметить роли в фильмах РЭД 2 с Брюсом Уиллисом, Джоном Малковичем и Энтони Хопкинсом; ХИЧКОК, в котором она сыграла Альму Ревилль, супругу героя Энтони Хопкинса (за эту работу Миррен была номинирована на премии «Золотой глобус» и SAG Award); в триллере Джона Мэддена РАСПЛАТА, в котором она снялась в амплуа агента Моссада; и в драме венгерского режиссера Иштвана Сабо ДВЕРЬ.
Миррен начала свою актерскую карьеру с роли Клеопатры в Национальном молодежном театре. Затем она примкнула к труппе Королевского шекспировского театра, играя в таких постановках, как «Троил и Крессида» и «Макбет». В 1972 году она перешла в труппу Питера Брука и объехала с гастролями театра чуть ли не весь мир.
Первую серьезную роль в кино Миррен сыграла в фильме Майкла Пауэлла СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ, однако слава пришла к ней лишь в 1980-м после роли в фильме Джона Маккензи ДОЛГАЯ СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА. За следующие 10 лет она снялась в фильмах самых разнообразных жанров, включая фэнтези Джона Бурмена ЭКСКАЛИБУР; триллер Пэта О’Коннора ДНЕВНИК ТЕРРОРИСТА, за роль в котором Миррен получила премию «лучшая актриса» на Каннском кинофестивале и премию Evening Standard Film Award; приключенческую драму Питера Уира БЕРЕГ МОСКИТОВ; криминальную драму ПОВАР, ВОР, ЕГО ЖЕНА И ЕЕ ЛЮБОВНИК Питера Гринуэя; и мелодраму Чарльза Старриджа КУДА БОЯТСЯ СТУПИТЬ АНГЕЛЫ.
Первую номинацию на «Оскар» Миррен принесла роль королевы Шарлотты в исторической драме Николаса Хитнера БЕЗУМИЕ КОРОЛЯ ГЕОРГА, за которую она получила премию «лучшая актриса» на Каннском фестивале 1994 года. Второй раз на «Оскар» Миррен была номинирована за роль в фильме Роберта Олтмена ГОСФОРД ПАРК 2001 года. Роль была по достоинству оценена различными сообществами кинокритиков и принесла актрисе номинации на «Золотой глобус» и премию BAFTA, а также две премии SAG Awards, одну – в номинации «лучшая актриса в роли второго плана», а вторую «лучший актерский ансамбль» она разделила с коллегами. В 2009 году Миррен была номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус» за роль Софьи Толстой в фильме ПОСЛЕДНЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Среди других работ актрисы стоит отметить роли в фильмах СЫНОВЬЯ Терри Джорджа (она также выступала ассоциативным продюсером); ДЕВОЧКИ ИЗ КАЛЕНДАРЯ; РАСЧЕТ; ВОЙНА ТЕНЕЙ; БОЛЬШАЯ ИГРА; БУРЯ; и БРАЙТОНСКИЙ ЛЕДЕНЕЦ.
Миррен хорошо известна и телевизионным зрителям. В 2006 году она сыграла роль детектива Джейн Теннисон в получившем несколько премий телевизионном минисериале «Главный подозреваемый». За работу на съемочных площадках ранних серий она получила премию «Эмми» и три премии BAFTA Award, а также была номинирована на несколько других наград. За роль в телефильме 2006 года «Главный подозреваемый 7» она получила еще одну статуэтку «Эмми» и была номинирована на «Золотой глобус». Фильм стал последним в популярном цикле канала PBS.
В 2005 году Миррен сыграла роль королевы Елизаветы I в минисериале канала HBO «Елизавета I», получив премии «Эмми», «Золотой глобус» и SAG Award. В длинный список ее телевизионных ролей также входят фильмы «Теряя Чейза» (премия «Золотой глобус»), «Тайная страсть Айн Рэнд» (премия «Эмми»), «Дверь в дверь» и «Римская весна миссис Стоун» (за роль в каждом из двух последних – номинации на «Золотой глобус», «Эмми» и SAG Award).
Миррен продолжает появляться и на театральной сцене. Недавно она сыграла роль королевы Елизаветы II в постановке «Аудиенция» [The Audience] в лондонском Вест-Энде, за которую получила премию Лоуренса Оливье в номинации «лучшая актриса». Еще одну номинацию на почетную награду принесла ей роль в спектакле «Траур к лицу Электре» [Mourning Becomes Electra] в лондонском Национальном театре. В 2009 году Миррен вернулась на подмостки Национального театра, чтобы сыграть главную роль в постановке сэра Николаса Хитнера «Федра» [Phèdre]. В 2003 году Хелен Миррен получила почетный титул «Дамы Британской империи».

Ом ПУРИ

Ом ПУРИ (Папа) – один из самых знаменитых индийских актеров. Три года он проучился в Национальной школе драматического искусства, еще два – в Институте кинематографии и телевидения. За последние 35 лет он снялся более чем в 250 фильмах, регулярно появляясь и в программах британского телевидения. Первую Национальную премию Пури получил в 1982 году за роль в фильме ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА. Два года спустя ему вручили вторую премию за роль в фильме ПОЛУПРАВДА. За это же амплуа он получил премию «лучший актер» на Международном кинофестивале в Карловых Варах. В 1986 году Пури получил премию Джавахарлала Неру за вклад в развитие социально направленного кинематографа. В 1990 году актер получил премию Падма Шри – четвертую по значимости награду Индии. В 1997 году на Международном кинофестивале в Брюсселе он был признан «лучшим европейским актером» за роль в фильме МОЙ СЫН – ФАНАТИК. В 2000-м на Международном кинофестивале в Монреале Пури вручили премию Grand Prix De Americans за его вклад в развитие кинематографа. В том же году он был номинирован на премию BAFTA в категории «лучший актер» за роль в фильме ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК.

В 2005 году Пури был признан королевой Елизаветой II «кавалером Ордена Британской империи» и стал руководителем Национальной кинематографической корпорации. Он снялся и в двух десятках американских фильмов, включая картины ГАНДИ; ГОРОД УДОВОЛЬСТВИЙ; ВОЛК; ПРИЗРАК И ТЬМА; НАДЗИРАТЕЛЬ; КОД 46; ВОЙНА ЧАРЛИ УИЛСОНА; и ТЕРРОРИСТ. Работы на американском телевидении включают роли в минисериалах «Белые зубы» и «Кентерберийские рассказы», в также в телефильме «Второе поколение».

Маниш ДАЙАЛ

Маниш ДАЙАЛ (Гассан Кадам) снимался в сериалах «Беверли-Хиллз 90210: Новое поколение», «Закон и порядок. Специальный корпус», «Правильная жена» и «Их перепутали в детстве». Дайал активно участвует в программе фонда Nanubhai Education Foundation по улучшению качества образования в индийской глубинке.

Канадская актриса Шарлотта ЛЕ БОН

Канадская актриса Шарлотта ЛЕ БОН (Маргарита) – дочь актрисы Бриджитт Пакетт. В американском кинематографе Ле Бон дебютирует с ролью в фильме ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ. Актриса снималась во французских фильмах ПЕНА ДНЕЙ; АСТЕРИКС И ОБЕЛИКС В БРИТАНИИ; и БОЛЬШОЙ ЗЛОЙ ВОЛК. В прошлом году ее можно было увидеть в фильмах МАРШ и ИВ СЕН-ЛОРАН, а в этом году на экраны вышел фильм ПРАВИЛА ЖИЗНИ ФРАНЦУЗСКОГО ПАРНЯ с ее участием.

Ле Бон начинала работать репортером отдела прогноза погоды и комиком в разговорном жанре на французском телевидении в программе «Великий журнал Канала+». Свою дебютную роль она сыграла в фильме ПО ТУ СТОРОНУ ДЕКОРА [L’Envers du Décor].

О закадровой съемке

Лассе ХАЛЛЬСТРЕМ

Лассе ХАЛЛЬСТРЕМ (режиссер) – один из самых известных режиссеров в мире. Зрители знают и любят его за такие сентиментальные произведения кинематографического искусства, как МОЯ СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ; ЧТО ГЛОЖЕТ ГИЛБЕРТА ГРЕЙПА?; и ПРАВИЛА ВИНОДЕЛОВ. В прошлом году в прокат вышел фильм ТИХАЯ ГАВАНЬ с Джулианной Хаф и Джошем Дюамелем. Это уже вторая экранизация Халльстрема романов Николаса Спаркса. В 2012 году на экранах кинотеатров появился фильм ГИПНОТИЗЕР, который вошел в шотлист на премию «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке».
В 2011 году в Халльстрем снял фильм РЫБА МОЕЙ МЕЧТЫ с Юэном МакГрегором и Эмили Блант. Роман Пола Тордея адаптировал сценарист фильма МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ Саймон Бофой. Картина собрала в прокате более $34 млн. В 2010-м Халльстрем выступил режиссером мелодрамы ДОРОГОЙ ДЖОН по бестселлеру Николаса Спаркса. Главные роли сыграли Ченнинг Татум и Аманда Сайфред. Картина вытеснила с верхних строчек боксофисных чартов АВАТАР, который удерживал лидерство на протяжении семи уикендов. Только за стартовый уикенд ДОРОГОЙ ДЖОН собрал $30,4 млн, а общие кассовые сборы фильма составили $115 млн. Коммерческий успех фильму обеспечили расхваленные критиками две предыдущие работы режиссера: ХАТИКО: САМЫЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ с Ричардом Гиром и МИСТИФИКАЦИЯ с Гиром, Альфредом Молина и Маршей Гей Харден.
В 2000 году Халльстрем был номинирован на «Оскар» в категории «лучший режиссер» за фильм ПРАВИЛА ВИНОДЕЛОВ, экранизацию романа Джона Ирвинга, который сам адаптировал свое детище в киносценарий. Главные роли сыграли Тоби Магуайр, Шарлиз Терон и Майкл Кейн. Ирвинг и Кейн получили премии «Оскар» в номинациях «лучший адаптированный сценарий» и «лучший актер в роли второго плана», соответственно.
В том же 2000-м Халльстрем снял еще один артхаусный хит ШОКОЛАД, о кондитерше, которая пытается ужиться в маленьком городке, населенном фанатично набожными моралистами. Мелодрама с Жюльет Бинош и Джонни Деппом была отмечена многими наградами, включая пять номинаций на «Оскар» и четыре номинации на «Золотой глобус». Годом позже в прокат вышла мелодрама КОРАБЕЛЬНЫЕ НОВОСТИ с Кевином Спейси, Джулианной Мур, Джуди Денч и Кейт Бланшетт. Картина была номинирована на премии BAFTA, SAG и «Золотой глобус». Национальная ассоциация кинокритиков присудила Бланшетт премию «лучшая актриса» за ее роль в фильме.
Халльстрем родился в Стокгольме. Снимать кино он начал еще в школе. Первая короткометражка, в которой снялись его друзья, рассказывала об одноклассниках, которые собрались в музыкальную группу.
В полнометражном кинематографе Халльстрем дебютировал в 1975 году с мелодрамой ПАРЕНЬ И ДЕВУШКА. Два года спустя он начал снимать самую популярную шведскую картину, вышедшую в международный прокат, под названием АББА: ФИЛЬМ (к слову, Халльстрем снимал видеоклипы большинства шведских музыкальных супергрупп). Затем режиссер снял еще несколько комедийных мелодрам, однако международная слава пришла к нему лишь в 1985 году после выхода фильма МОЯ СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ. Сюжет рассказывает историю мальчика, которого отправляют к родственникам, поскольку смертельно больная мать не может больше о нем заботиться. Фильм получил множество международных наград, включая Independent Spirit Award и «Золотой глобус» в номинации «лучший иностранный фильм», а также премию нью-йоркского сообщества кинокритиков. Халльстрем был номинирован на «Оскар» в категориях «лучший режиссер» и «лучший адаптированный сценарий».
В 1991 году Халльстрем приехал в США и снял свой первый американский фильм ЕЩЕ КРУЖОК. Главные роли в комедийной мелодраме сыграли Ричард Дрейфусс и Холли Хантер. Два года спустя Халльстрем закрепил свой статус международного кинорежиссера, сняв фильм ЧТО ГЛОЖЕТ ГИЛБЕРТА ГРЕЙПА? Главные роли в экранизации романа Питера Хеджеса сыграли Джонни Депп и Джульетт Льюис. Неизвестный тогда Леонардо ДиКаприо был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» за роль Арни, умственно отсталого брата Гилберта. В 1995 году Халльстрем снял мелодраму ТЕМА ДЛЯ РАЗГОВОРА с Джулией Робертс и Деннисом Куэйдом. ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ стал первым фильмом Халльстрема для студии DreamWorks Pictures. Он также впервые работает с продюсерским трио Стивена Спилберга, Опры Уинфри и Джульетт Блейк.

Стивен СПИЛБЕРГ

Стивен СПИЛБЕРГ (продюсер) – один из самых успешных и влиятельных деятелей киноиндустрии, главный партнер DreamWorks Studios. Спилберг и Стэйси Снайдер основали студию в 2009 году и сделали ее одним из ключевых партнеров в группе компаний Reliance Anil Dhirubhai Ambani Group. В совокупности снятых им фильмов Спилберг является самым кассовым режиссером в истории кинематографа. Он занимал режиссерское кресло на съемках таких блокбастеров, как ЧЕЛЮСТИ; ИНОПЛАНЕТЯНИН; ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА; и франшиза ИНДИАНА ДЖОНС.

В числе мириады наград Спилберга три премии «Оскар». Первые два в номинациях «лучший режиссер» и «лучший фильм» он получил за историческую драму СПИСОК ШИНДЛЕРА, которая в общей сложности была награждена семью статуэтками. Картина была названа «лучшим фильмом 1993 года» многими сообществами кинокритиков, получила семь премий BAFTA и три премии «Золотой глобус», в том числе в номинациях «лучший режиссер» и «лучший фильм». Спилберг также получил премию Гильдии американских кинорежиссеров (DGA).
Третью статуэтку «Оскар» в номинации «лучший режиссер» Спилбергу принесла военная драма СПАСТИ РЯДОВОГО РАЙАНА. Картина получила больше наград, чем все прочие в том году, включая четыре премии «Оскар», две премии «Золотой глобус» в номинациях «лучшая драма» и «лучший режиссер» и множество премий самых разных сообществ кинокритиков в тех же номинациях. Спилберг получил премию DGA и разделил с коллегами премию Гильдии американских кинопродюсеров (PGA). В том же году представители PGA вручили Спилбергу премию за заслуги в кинематографии.
Стивен Спилберг был номинирован на «Оскар» в категории «лучший режиссер» за фильмы МЮНХЕН; ИНОПЛАНЕТЯНИН; ИНДИАНА ДЖОНС: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО КОВЧЕГА; БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ; и ЛИНКОЛЬН. Номинации на премию DGA ему принесли фильмы ЧЕЛЮСТИ; ЦВЕТЫ ЛИЛОВЫЕ ПОЛЕЙ; ИМПЕРИЯ СОЛНЦА; и АМИСТАД. В общей сложности Спилберг 11 раз номинировался на премию Гильдии американских кинорежиссеров, больше, чем любой другой режиссер. В 2000 году он получил премию DGA за прижизненные достижения. Спилберг также является обладателем премии Ирвинга Тальберга (вручаемой Академией кинематографических наук и искусств), премии Сесиля Б. Де Милля (от Голливудской инопрессы), награды Центра Кеннеди и многих других памятных призов.
В 2012 году Спилберг снял фильм ЛИНКОЛЬН по книге Дорис Кернс Гудвин «Команда бунтарей: Политический гений Авраама Линкольна» [Team of Rivals: The Political Genius of Abraham Lincoln], которую адаптировал сценарист Тони Кушнер. Фильм был снят на студиях DreamWorks Pictures и Twentieth Century Fox при участии Participant Media. ЛИНКОЛЬН был номинирован на «Оскар» в 12 категориях и собрал в мировом прокате $275 млн. Две заветные статуэтки получили Дэниэл Дэй-Льюис за роль 16-го президента США (этот «Оскар» стал для актера третьим) и Рик Картер в номинации «лучшая работа художника-постановщика».
В 2011 году Спилберг снял анимационный фильм в формате 3D ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТИНТИНА: ТАЙНА ЕДИНОРОГА, получив премию «Золотой глобус» в категории «лучший анимационный полнометражный фильм». Спилберг также выступил режиссером военной драмы БОЕВОЙ КОНЬ. Получившая множество наград книга, которая была положена в основу сценария фильма, была адаптирована и для театральной сцены. Спектакли с успехом шли в Лондоне и Нью-Йорке, бродвейская постановка была удостоена премии «Тони» в номинации «лучший спектакль». БОЕВОЙ КОНЬ был номинирован на шесть премий «Оскар», включая категорию «лучший фильм года». В том же 2011-м Спилберг выступил продюсером фильма Джей Джея Абрамса СУПЕР 8 и исполнительным продюсером третьего фильма франшизы ТРАНСФОРМЕРЫ Майкла Бэя, который собрал в мировом прокате более $1 млрд.
Карьера Спилберга началась в 1968 году с короткометражного фильма «Бредущие». Он стал самым юным режиссером, подписавшим долгосрочный контракт с киностудией. На заре своей карьеры Спилберг снимал эпизоды таких телевизионных сериалов, как «Ночная галерея», «Доктор Маркус Уэлби» и «Коломбо». В 1971 году он привлек всеобщее внимание, сняв телевизионный фильм ДУЭЛЬ. Три года спустя он дебютировал в прокатном кинематографе с фильмом ШУГАРЛЕНДСКИЙ ЭКСПРЕСС, сценарий которого написал сам. В 1975 году он снял знаменитые ЧЕЛЮСТИ – фильм первым перешагнул отметку в $100 млн по кассовым сборам.
В 1984 году Спилберг открыл собственную продюсерскую компанию Amblin Entertainment. Под баннером Amblin он выступал продюсером и исполнительным продюсером таких фильмов, как ГРЕМЛИНЫ; БАЛБЕСЫ; НАЗАД В БУДУЩЕЕ 1, 2 и 3; КТО ПОДСТАВИЛ КРОЛИКА РОДЖЕРА; АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЯ; СМЕРЧ; МАСКА ЗОРРО; и ЛЮДИ В ЧЕРНОМ. В 1994 году Спилберг вместе с Джеффри Катценбергом и Дэвидом Геффеном основали студию DreamWorks Studios. Продукция студии была по достоинству оценена и зрителями, и критиками. Три фильма компании были удостоены премий «Оскар» в номинации «лучший фильм года»: КРАСОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ; ГЛАДИАТОР; и ИГРЫ РАЗУМА. За время своего существования DreamWorks выпустила немало блокбастеров, включая трилогию ТРАНСФОРМЕРЫ; военные драмы Клинта Иствуда ФЛАГИ НАШИХ ОТЦОВ и ПИСЬМА С ИВОДЗИМЫ (последняя впоследствии получила премию «Оскар» в номинации «лучший фильм года»); комедии ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ и ЗНАКОМСТВО С ФАКЕРАМИ; и ЗВОНОК. Под баннером DreamWorks Спилберг снимал фильмы ВОЙНА МИРОВ; ОСОБОЕ МНЕНИЕ; ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ; и ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ.
Спилберг добился успеха не только на большом экране. Он выступал исполнительным продюсером получившего премию «Эмми» сериала канала NBC «Скорая помощь» студий Amblin Entertainment и Warner Bros. Television. На волне успеха фильма СПАСТИ РЯДОВОГО РАЙАНА Спилберг и Том Хэнкс в 2001 году выступили исполнительными продюсерами минисериала HBO «Братья по оружию», в основу которого была положена книга Стивена Амброуза об участии американской армии во Второй Мировой войне. В числе многочисленных наград сериала – «Эмми» и «Золотой глобус» в номинации «лучший минисериал». В 2010 году Спилберг и Хэнкс продюсировали минисериал HBO «Тихий океан» о военных операциях моряков на тихоокеанском театре военных действий во Второй Мировой. Сериал получил восемь премий «Эмми», включая номинацию «лучший минисериал».
Спилберг был исполнительным продюсером получившего премию «Эмми» минисериала канала Sci-Fi «Похищенный», минисериала TNT «На Запад», сериала Showtime «Соединенные Штаты Тары» и сериала NBC «Жизнь как шоу». Сейчас он выступает исполнительным продюсером сериалов «Рухнувшие небеса» (TNT) и «Под куполом» (CBS), основанного на романе Стивена Кинга, который стал крупнейшим сериалом летом 2013 года. Под баннером Amblin Television он продюсировал сериал «Американцы» для канала FX.
Спилберг немало времени и сил затрачивает на филантропические цели. Используя средства от проката фильма СПИСОК ШИНДЛЕРА, он открыл фонд Righteous Persons Foundation. Он также открыл фонд истории переживших Холокост [Survivors of the Shoah Visual History Foundation], который в 2006 году был переименован в фонд Холокоста при университете Южной Калифорнии, институт визуальной истории и образования [USC Shoah Foundation — The Institute for Visual History and Education]. Силами сотрудников было проведено 52000 интервью с пережившими Холокост, которые впоследствии использовались в образовательных целях. Спилберг также является руководителем фонда «Звездные дети» [Starlight Children’s Foundation].

Опра УИНФРИ

Опра УИНФРИ (продюсер) является ведущей и продюсером одной из самых популярных программ в мире «Шоу Опры Уинфри», которая собирает перед телеэкранами зрителей вот уже 25 лет.

В 1984 году Уинфри переехала в Чикаго, чтобы вести на телеканале WLS-TV утреннее ток-шоу AM Chicago. Менее чем через год продолжительность программы была увеличена до часа и переименована в «Шоу Опры Уинфри». В 1986 году ток-шоу вошло в национальный синдикат и показало самые высокие рейтинги в истории телевидения. В 1988 году Уинфри открыла студию Harpo, став третьей владелицей собственной студии в истории американской индустрии развлечений.
В апреле 2000 года Уинфри и издательство Hearst начали выпускать ежемесячный журнал O, The Oprah Magazine, который стал одним из самых популярных женских журналов на сегодняшний день.
В 2008 году Уинфри и Discovery Communications объявили о намерении открыть телевизионную сеть OWN [Oprah Winfrey Network]. Это – первая и единственная сеть, названная в честь конкретного человека. OWN – совместное предприятие Harpo, Inc. и Discovery Communications. Сеть начала функционировать 1 января 2011 года, ее принимали антенны в 85 миллионах домов. Кроме того, в 2011-м в рамках программы OWN был открыт сайт Oprah.com. Уинфри занимает посты руководителя, исполнительного директора и креативного директора компании.
Harpo Films (кинематографический отдел Harpo, Inc.) продюсирует съемки картин, основанных на классических литературных произведениях. В их число входят телевизионные фильмы ВТОРНИКИ С МОРРИ; ИХ ГЛАЗА ВИДЕЛИ БОГА; ЕЩЕ ОДИН ДЕНЬ.
В 1998 году компания Harpo Films продюсировала фильм студии Touchstone Pictures ЛЮБИМАЯ, основанный на получившем Пулитцеровскую премию романе Тони Моррисон. Картину снял Джонатан Демме, главные роли сыграли Опра Уинфри и Дэнни Гловер. В 2007 году Harpo Films и Weinstein Company выпустили фильм БОЛЬШИЕ СПОРЩИКИ. Картину снял обладатель премии «Оскар» Дензел Вашингтон, одну из ролей сыграл обладатель премии «Оскар» Форест Уитакер. Фильм был номинирован на премию «Золотой глобус» в категории «лучший фильм года». Осенью 2009 года Опра Уинфри и Тайлер Перри выступили исполнительными продюсерами фильма СОКРОВИЩЕ, в основу сценария которого был положен роман Сапфир.
Уинфри дебютировала в актерском амплуа в 1985 году в фильме Стивена Спилберга ЦВЕТЫ ЛИЛОВЫЕ ПОЛЕЙ. За свою роль она была номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Она также снималась в телевизионных фильмах РАЗБИТЫЕ СЕРДЦА (1997); ДЕТЕЙ ТУТ НЕТ [There Are No Children Here] (1993); и ЖЕНЩИНЫ ПОМЕСТЬЯ БРЮСТЕР (1989). Уинфри озвучивала персонажей мультфильмов ПАУТИНА ШАРЛОТТЫ (2006); БИ МУВИ: МЕДОВЫЙ ЗАГОВОР (2007); и ПРИНЦЕССА И ЛЯГУШКА (2009). На Бродвее она дебютировала в качестве продюсера получившего премию «Тони» мюзикла «Цветы лиловые полей», премьера которого состоялась 1 декабря 2005 года.
В прошлом году Уинфри сыграла роль Глории Гейнс в фильме Ли Дэниелса ДВОРЕЦКИЙ, за которую была номинирована на премии SAG, BAFTA и NAACP в категории «лучшая актриса в роли второго плана». Уинфри получила гуманитарную премию Боба Хоупа от Академии телевизионных наук и искусств и гуманитарную премию фонда Элли Уизел. В 2011 году совет управляющих Академии кинематографических наук и искусств вручил ей памятную гуманитарную премию Джина Хершолта. В 2013 году Уинфри получила президентскую Медаль Свободы, высшую гражданскую награду страны.

Информация о фильме 

Дата выхода в прокат в России: 11 сентября 2014
Студия: DreamWorks SKG
Жанр: гастрономическое путешествие, комедия/драма
Режиссер: Лассе Хальстрем
В ролях: Хелен Миррен, Шарлотта Ле Бон, Маниш Дайал, Ом Пури
Формат: 2D

Семья индийских эмигрантов, которых судьба забросила в маленький городок в Южной Франции, решает открыть кафе с восточной кухней… прямо напротив знаменитого на всю округу ресторана «Плакучая ива», бастиона французских кулинарных традиций, хозяйка которого, Мадам Малори, больше всего на свете гордится тем, что её заведение удостоено звезды в каталоге «Мишлен». Поначалу Мадам Малори не скрывает своей брезгливости шумными соседями и их экзотическими привычками, но постепенно война за клиентов между двумя ресторанами сменяется шатким перемирием, особенно, когда выясняется, что юный повар-эмигрант Гассан является обладателем совершенного вкуса, и рецепты французской кухни покоряются ему также легко, как секреты индийских пряностей.