Российский интернет-ритейлер «Юлмарт» намерен привлечь около $1,5 млрд в рамках IPO и планирует выбрать биржу для размещения до конца лета 2015 года.


«Юлмарт» готов продать до 25 % компании на IPO в 2016 году. Такой прогноз составлен на основе предварительной оценки интернет-ритейлера финансовыми конгломератами JPMorgan и Morgan Stanley — $5-6 млрд. Привлечённые средства будут вложены в строительство современных центров исполнения заказов в европейской части России. Делегация топ-менеджмента «Юлмарта» провела переговоры с двумя основными фондовыми биржами США: NASDAQ и NYSE, а также с представителями Московской фондовой биржи. В ближайшее время аналогичные встречи состоятся с Лондонской (LSE) и Гонконгской (HKEx) фондовыми биржами.

Леонид Делицын, аналитик инвестиционного холдинга ФИНАМ

IPO российского интернет-ритейлера добавило бы оптимизма как российской Интернет-индустрии, так и Московской фондовой бирже. Ведь за единственным исключением IPO компании Ютинет в 2011 году, ни один российский электронный магазин ещё не становился публичной компанией. Конечно, сумма, которую рассчитывает привлечь магазин – 1,5 миллиарда долларов, достаточно велика, чтобы потребовалось размещение на крупной бирже, вроде NYSE. Компания Юлмарт в последние годы возглавляет рейтинги российских магазинов по обороту, и с  четырьмя сотнями магазинов и шестью тысячами сотрудников выглядит вполне подходящей для IPO компанией. На зарубежных компаниях успешно торгуются десятки магазинов гораздо меньшего размера.

Безусловно, андеррайтерам придётся потрудиться над обоснованием мультипликаторов компании, которые выглядят весьма высокими. Если оборот компании в 2014 году составил 1,3 миллиарда долларов, то при сохранении темпов прироста в 30%,  по итогам 2015 года можно ожидать 1,7 млрд. долл. Это – в предположении, что потребители будут безропотно платить за подорожавшие из-за изменения курса рубля  товары столько же, сколько и раньше.

Тогда при озвученной оценке компании в 5-6 миллиардов долларов  мультипликатор P/S составит 3,0-3,6. Однако мультипликатор Amazon.com составляет сегодня лишь 1,9.  Выше мультипликаторы у Ebay (P/S – 4,0) и, конечно, у Alibaba с невиданным для электронной коммерции мультипликатором 18,3.  Однако Юлмарт – не аукцион. Кроме того, Alibaba работает на рынке с населением в десять раз превосходящим российское, чрезвычайно прибыльна и хранит 20 миллиардов наличных.

В этой связи курс компании Юлмарт на наращивание оборотов до 10-12 миллиардов долларов в течение пяти лет   оправдан, поскольку только так удастся обосновать стоимость. Но как обеспечить столь быстрый рост? Даже при сохранении нынешних, весьма высоких, темпов прироста в 30%, через пять лет получится только 4,8 миллиарда долларов. Значит, либо темпы должны подскочить до совсем уж невероятных 60%, и оставаться таковыми пять лит, либо требуется поглощение десятка игроков рынка, с таким же оборотом, как у самого Юлмарта.

Обычно в таких ситуациях компании заявляют о грядущем выходе на смежные рынки, на рынки других стран – например, об открытии магазинов в США или Китае. Инвесторы часто воспринимают такую стратегию, как вполне осуществимую, скажем,  если Apple смогла сделать телефон, то почему бы ей не сделать и электромобиль? Впрочем, предсказать спрос зарубежных площадок на бумаги российского интернет-ритейлера в 2016 году сейчас сложно. В первую очередь успех размещения будет зависеть от поведения акций других хай-тек компаний.