Оказавшись на грани банкротства, компания искала спасителя в лице Ларри Пейджа


8 мая 2013 года компания Telsa Motors шокировала почти всех, сообщив о первой квартальной прибыли. Спрос на электроседан Model S оказался выше, чем ожидалось. Этот момент стал поворотным в истории бесшабашной автомобильной компании Илона Маска.

В течение следующего года Model S выиграла большинство главных премий автоиндустрии, а акции Tesla выросли почти в пять раз, превзойдя отметку в $200. В 2013 году была получена просто сказочная прибыль. Но всего за несколько недель до того Tesla была на грани банкротства.

Tesla Model S

В начале 2013 года компании едва удавалось превращать предзаказы на машины в реальные продажи. Для спасения Tesla Илон Маск перевел сотрудников в кризисный режим и начал переговоры о продаже компании Google со своим другом Ларри Пейджем – основателем и гендиректором поискового гиганта. Об этом рассказывают два человека, которые были непосредственно связаны с переговорами.

Представитель Tesla Рикардо Рейес и представитель Google Рэйчел Уэтстон отказались от комментариев. «Я не хочу спекулировать о слухах», – сказал Пейдж, когда я спросил его, не рассматривала ли Google возможность покупки Tesla. Он добавил, что «производство автомобилей довольно далеко от того, чем занимается Google».

Ларри Пейдж, основатель Google

Хотя флагманская Model S разрабатывалась в Tesla несколько лет, к дебюту в июне 2012 года у нее не было ряда важных элементов. Безопасность, ПО и интерьер были лучше, чем у большинства роскошных моделей, но не было парковочных датчиков и круиз-контроля с радаром, как у конкурентов – бизнес-моделей BMW и Mercedes-Benz. У первых покупателей Model S заклинивала дверная ручка, были проблемы эстетического плана, например неаккуратные и некрасивые швы на солнцезащитных козырьках.

Большой проблемой была нехватка ресурсов, рассказывает бывший инженер Tesla Али Джавидан. «Для решения проблемы нужно было или нанять команду из 50 человек, или работать так качественно и быстро, как только возможно».

Маск выбрал второе, по словам Джавидана. Также было сложно заставить лучших поставщиков воспринимать Tesla всерьез, рассказывает главный дизайнер Франц фон Хольцхаузен. Вот как было с солнечными козырьками: «В конце концов мы обратились к третьесортному поставщику и затем сами дорабатывали ситуацию, когда поставки машин уже начались».

Первыми покупателями Tesla были типичные первопроходцы в мире техники, которые хотели получить компьютер на колесах. К концу 2012 года многие жаловались на разные детские болезни электромобилей Tesla, продажи почти остановились. «О машинах ходила плохая молва», – вспоминает Маск. К Дню святого Валентина 2013 года Tesla грозил смертельный штопор из нескольких пропущенных дат поставки и падения акций.

Топ-менеджмент еще и скрывал серьезность ситуации от требовательного Маска. Когда же он обо всем узнал, он устроил совещание с сотрудниками всех отделов – инженерного, дизайнерского, финансового, по кадрам – и велел им позвонить заказчикам и выполнить их заказы. «Если мы не поставим эти машины, мы окажемся в заднице, – сказал тогда Маск сотрудникам, по словам человека, присутствовавшего на совещании. – Мне плевать, чем вы занимались раньше. Ваша новая работа – поставка машин».

Маск уволил топ-менеджеров, поставил на их место более молодых и поручил бывшему управленцу Daimler Джерому Гульену наладить ситуацию с ремонтом и вернуть наконец «глючные» машины на дороги. Он также объявил, что если владелец Model S не сможет продать машину по цене, сопоставимой со схожей моделью конкурирующих примеум-брендов (Audi, BMW, Mercedes, Lexus), то Маск лично возместит ему расходы. Это стало своего рода публичной гарантией цены Model S на вторичном рынке.

По словам двух человек, знакомых с ходом переговоров, Маск связался с Пейджем в первые недели марта 2013 года. К тому моменту было отсрочено уже столько заказов, что Маск тайно закрыл завод Tesla. C учетом всех проблем Tesla Маск предложил высокую цену: Google предлагалось полностью купить Tesla с неплохой надбавкой, что давало Tesla оценку примерно в $6 млрд плюс еще $5 млрд капитальных вложений на расширение завода.

Он также просил у Google гарантий того, что она не закроет компанию до выпуска электромобиля третьего поколения для массового рынка. Он настаивал на том, чтобы Пейдж позволил ему руководить Tesla (уже в составе Google) восемь лет либо до выпуска такого электромобиля. Пейдж принял эти условия и одобрил сделку.

В последующие недели Маск, Пейдж и юристы Google обсуждали конкретные условия сделки. Однако в финансовых требованиях Маска была пара острых углов, из-за которых сделка никак не могла продвинуться.

Еще в ходе переговоров неистовые звонки в отделе продаж дали всходы: покупать Model S начало все больше людей. Ближе к концу квартала, когда у компании было наличности только на две недели работы, машины вдруг начали продаваться тысячами, так что в квартале была получена чистая прибыль в $11 млн при выручке в $562 млн.

Спустя две недели после объявления этих результатов курс акций подскочил вдвое и Tesla выплатила Министерству энергетики США кредит — $465 млн с процентами. Маск вышел из переговоров с Google. Спаситель больше не требовался.